Чувашский язык в детском саду
Автор: Алексеева Надежда Петровна
Организация: МБОУ «Ишакская СОШ» (дошкольная группа )Чебоксарского района ЧР
Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 20 лет. Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.
Как известно, важнейшим условием полноценного развития народа является сохранение своего родного языка. Язык – одно из самых глубинных, внутренне присущих человеку свойств, определяющих его этническую, национальную принадлежность.
В настоящее время возникает необходимость в том, чтобы ребенок почувствовал уникальность своего народа, знал его культуру, пришел к пониманию и осознанию его собственной неповторимости и значимости каждого человека, живущего на земле. Приобщение дошкольников к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.
Овладение родным языком, развитие является одними из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому так важно с детства создавать представление о том, что язык – это главное сокровище народа; воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку. Родной язык необходим не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации, сохранения национальных культур.
«Материнский язык – величайшая из духовно-нравственных сил народа, главная его опора. Неограниченное применение родного слова в школе – первое, решающее условие народности образования, гуманности воспитания. Родной язык является не только свидетельством жизненности народа, но есть именно сама жизнь народа».
(И. Я. Яковлев)
Для того, чтобы сохранить духовное и культурное наследие чувашского народа нужно бережно относиться к национальному языку, уважать традиции. Если в детстве ребята не будут говорить на чувашском языке, слышать его, он может быть потерян, поэтому начиная с дошкольного возраста в детском саду изучается чувашский язык. Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.
Одна из задач дошкольных учреждений Чувашии - это обучение детей речевому общению на чувашском и русском языках. Залогом эффективности такого обучения и воспитания является, на наш взгляд, соблюдение следующих условий:
- учет характера двуязычия, свойственного определенной местности (селу, поселку);
- учет особенностей социальной, языковой среды, традиций, обычаев;
- обеспечение взаимосвязанного обучения чувашскому и русскому языку на всех занятиях , вне занятий; актуализация знаний и умений детей по речевому общению на родном языке;
- соответствующий отбор и систематизация материала этнокультурной направленности;
- использование разных видов игр (дидактических, сюжетно – дидактических, сюжетно – ролевых, театрализованных и др.), направленных на обучение речевому общению на чувашском языке, на занятиях и вне занятий;
- применяемая система методов, приемов, средств и форм обучения речевому общению должна формировать и развивать мотивацию и устойчивый интерес к речевому общению на чувашском языке;
- создание и совершенствование предметно – развивающей среды;
- организация и взаимодействия с родителями.
Организация обучения речевому общению в условиях двуязычия немыслима без применения игры. Сюжетно – ролевые игры способствуют развитию коммуникативных умений, формированию речевого поведения. В театрализованной игре дети учатся использовать выразительные речевые средства. Организуя игры, воспитатель включает речевые ситуации, которые направлены на развитие умения действовать в разных условиях общения.
Формирование мотивации и развитие устойчивого интереса к общению на родном языке – это довольно сложная проблема. Дети младшего и среднего дошкольного возраста не стремятся общаться на чувашском языке. У старших дошкольников появляется интерес к изучению родного языка. Важно, чтобы этот интерес стал устойчивым. Вся система работы по обучению речевому общению в условиях двуязычия ориентирована на решение данной задачи. Коммуникативная и этнокультурная направленность обучения, деятельностный и личностно - ориентированные подходы при решении обозначенной проблемы позволяют добиться положительных результатов.
Создание предметно – развивающей среды – одно из условий эффективного обучения речевому общению в условиях чувашского – русского двуязычия. В нашем детском саду создан уголок чувашского языка, есть альбомы по искусству чувашского народа, предметы – игрушки национального быта, муляжи продуктов национальной кухни. В течение учебного года проводятся с детьми национальные праздники, конкурсы чтецов, национальные игры. Дети активно участвуют в разных мероприятиях. А это все, в свою очередь. формирует у детей интерес к изучению чувашского языка.
Русский язык - не вместо родного языка, русский язык вместе с родным языком. (И.Я.Яковлев)
Литература
1.Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Чебоксары, ЧРИО, 2002.
2.Кузнецова Л.В. / Ачасене шкулччен верентмелли программа.- Шупашкар:Чаваш Республикин веренту институчен издательстви, 2009.
3.Махалова И.В., Николаева Е.И. «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа»: Учебно—методическое пособие; Допущено Министерством образования Чувашской Республики. - Чебоксары. - 2003г.
4.Махалова И.В., Николаева Е.И. «Солнышко сияет - играть нас приглашает!»: Учебно - методическое пособие; Допущено Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. - Чебоксары. - Новое время. - 2006 г.
5. Мурашкина Т.В. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет. «Загадки родной природы» примерная парциальная образовательная программа. Чебоксары. Чуваш. Кн. Изд-во, 2015.
6. Программа образования ребенка-дошкольника: ЧРИО, 2006.
7. Соловей Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во,2015.