Чувашский язык в детском саду

Чувашский  язык в детском саду

Автор: Алексеева Надежда Петровна

Организация: МБОУ «Ишакская СОШ» (дошкольная группа )Чебоксарского района ЧР

Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего лишь 20 лет. Мы считаем, что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

Как  известно, важнейшим  условием  полноценного  развития  народа  является  сохранение  своего  родного  языка. Язык – одно  из  самых  глубинных, внутренне  присущих  человеку  свойств, определяющих  его  этническую, национальную  принадлежность.  

В  настоящее время  возникает  необходимость  в  том, чтобы  ребенок  почувствовал  уникальность  своего  народа, знал  его культуру, пришел  к  пониманию  и  осознанию  его  собственной  неповторимости  и  значимости  каждого  человека, живущего  на  земле. Приобщение  дошкольников  к  национальной  культуре  становится  актуальным  педагогическим  вопросом  современности, так  как  каждый  народ  не  просто  хранит  исторически  сложившиеся  воспитательные  традиции  и  особенности, но  и  стремится  перенести  их  в  будущее, чтобы  не  утратить исторического  национального  лица  и  самобытности.

Овладение  родным  языком, развитие  является  одними  из  самых  важных  приобретений  ребенка  в  дошкольном  детстве  и  в  современном  дошкольном  образовании  рассматриваются    как  общая  основа  воспитания  и  обучения  детей. Поэтому  так  важно  с  детства  создавать  представление  о  том, что  язык – это  главное  сокровище  народа; воспитывать  любовь  и  бережное  отношение  к  родному  языку. Родной  язык  необходим  не  только  как  средство  общения  и  познания  окружающей  действительности, но  и  как  средство  фиксации, сохранения  национальных  культур.

«Материнский язык – величайшая из духовно-нравственных сил народа, главная его опора. Неограниченное применение родного слова в школе – первое, решающее условие народности образования, гуманности воспитания. Родной язык является не только свидетельством жизненности народа, но есть именно сама жизнь народа».

(И. Я. Яковлев)

Для того, чтобы сохранить духовное и культурное наследие чувашского народа нужно бережно относиться к национальному языку, уважать традиции. Если в детстве ребята не будут говорить на чувашском языке, слышать его, он может быть потерян, поэтому начиная с дошкольного возраста  в детском саду изучается чувашский язык. Изучая язык, ребенок приобщается к культуре народа, его духовным ценностям, в нем зарождается чувство любви к родному краю, уважения к национальным традициям, обычаям чувашского народа.

Одна  из  задач  дошкольных  учреждений Чувашии  - это обучение  детей  речевому  общению    на  чувашском  и  русском  языках. Залогом  эффективности  такого  обучения  и  воспитания  является, на  наш  взгляд, соблюдение  следующих  условий:

  • учет  характера  двуязычия, свойственного  определенной  местности  (селу, поселку);
  • учет  особенностей    социальной, языковой  среды, традиций, обычаев;
  • обеспечение  взаимосвязанного  обучения  чувашскому  и  русскому  языку  на  всех  занятиях , вне  занятий; актуализация  знаний  и  умений  детей  по  речевому  общению  на  родном  языке;
  • соответствующий  отбор   и  систематизация  материала  этнокультурной  направленности;
  • использование  разных  видов  игр (дидактических, сюжетно – дидактических, сюжетно – ролевых, театрализованных  и  др.), направленных  на  обучение  речевому  общению  на  чувашском  языке, на  занятиях   и  вне  занятий;
  • применяемая  система  методов, приемов, средств  и  форм  обучения  речевому  общению  должна  формировать  и  развивать  мотивацию  и  устойчивый  интерес  к  речевому  общению  на  чувашском  языке;
  • создание  и  совершенствование  предметно – развивающей  среды;
  • организация  и  взаимодействия  с  родителями.

Организация  обучения  речевому  общению  в  условиях  двуязычия  немыслима  без  применения  игры. Сюжетно – ролевые  игры  способствуют  развитию  коммуникативных  умений, формированию  речевого  поведения. В  театрализованной  игре  дети  учатся  использовать  выразительные  речевые   средства. Организуя  игры, воспитатель  включает  речевые  ситуации, которые  направлены  на  развитие  умения  действовать  в  разных  условиях  общения.

Формирование  мотивации  и  развитие  устойчивого  интереса  к  общению  на   родном  языке – это  довольно  сложная  проблема. Дети  младшего  и среднего дошкольного  возраста  не  стремятся  общаться  на  чувашском  языке. У  старших  дошкольников  появляется  интерес  к  изучению  родного  языка. Важно, чтобы  этот  интерес  стал  устойчивым. Вся  система  работы  по  обучению  речевому  общению    в  условиях  двуязычия    ориентирована  на  решение  данной  задачи. Коммуникативная  и  этнокультурная  направленность  обучения, деятельностный  и  личностно -   ориентированные  подходы  при  решении   обозначенной  проблемы  позволяют  добиться  положительных  результатов.

Создание  предметно – развивающей  среды – одно  из  условий  эффективного  обучения  речевому  общению  в  условиях  чувашского – русского  двуязычия. В  нашем  детском  саду  создан  уголок  чувашского языка, есть   альбомы  по  искусству  чувашского  народа, предметы – игрушки  национального  быта, муляжи  продуктов  национальной  кухни. В  течение  учебного года проводятся  с  детьми  национальные  праздники, конкурсы  чтецов, национальные  игры. Дети  активно  участвуют  в   разных  мероприятиях.  А  это  все, в  свою  очередь.   формирует  у  детей  интерес  к  изучению  чувашского  языка.  

Русский язык - не вместо родного языка, русский язык вместе с родным языком.                                    (И.Я.Яковлев)

 

Литература

1.Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Чебоксары, ЧРИО, 2002.

2.Кузнецова Л.В. / Ачасене шкулччен верентмелли программа.- Шупашкар:Чаваш Республикин веренту институчен издательстви, 2009.

 3.Махалова И.В., Николаева Е.И. «Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа»: Учебно—методическое пособие; Допущено Министерством образования Чувашской Республики. - Чебоксары. - 2003г.

 4.Махалова И.В., Николаева Е.И. «Солнышко сияет - играть нас приглашает!»: Учебно        - методическое пособие; Допущено Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики. - Чебоксары. - Новое время. - 2006 г.

5. Мурашкина Т.В. Программа этноэкологического развития детей 5-6 лет. «Загадки родной природы» примерная парциальная образовательная программа. Чебоксары. Чуваш. Кн. Изд-во, 2015.

6.  Программа образования ребенка-дошкольника: ЧРИО, 2006.

7. Соловей Л.Б. Программа по социально-коммуникативному развитию детей дошкольного возраста с учетом регионального компонента. Чебоксары: Чуваш. Кн. Изд-во,2015.